Сценарии оболочки. Как?

Создание пользовательского сценария -- просто, как правда. Для этого всего и нужно:

  • создать командную конструкцию, достойную увековечивания;
  • поместить ее в простой текстовый файл;
  • по потребности и желанию снабдить комментариями;
  • тем или иным способом запустить файл на исполнение.

С принципами создания команд и командных конструкций мы в первом приближении разобрались (или пытались разобраться) раньше. А вот способов помещения их в файл существует множество. Можно просто ввести (или вызвать из буфера истории) нужную команду и оформить ее как аргумент команды echo, вывод которой перенаправить в файл:

$ echo "cp -rf workdir backupdir" > mybackup

Таким образом мы получили простейший скрипт для копирования файлов из рабочего каталога в каталог для резервного хранения данных, что впредь и будем проделывать регулярно (не так ли?).

Аналогичную процедуру можно выполнить с помощью команды cat -- она, оказывается, способна не только к объединению файлов и выводу их содержимого, но и к вводу в файл каких-либо данных. Делается это так. Вызываем cat с перенаправлением ее вывода в файл:

$ cat > myarchive

и нажимаем Enter. После этого команда остается в ожидании ввода данных для помещения их в новообразованный файл. Не обманем ее ожиданий и проделаем это. Причем можно не жаться и выполнить ввод в несколько строк, например:

cd $HOME/archivedir tar cf archive.tar
	../workdir gzip archive.tar

Завершив ввод тела скрипта, все той же клавишей Enter открываем новую строку и набираем комбинацию Control+D, выдающую символ окончания файла.

В результате получаем сценарий для архивирования в специально предназначенном для этого каталоге archivedir наших рабочих данных (командой tar), а заодно и их компрессии (командой gzip) -- в Unix, в отличие от DOS/Windows, архивирование и компрессия обычно рассматриваются как разные процедуры.

Наконец, сценарий можно создать в любом текстовом редакторе. но это не так интересно -- по крайней мере, пока. Да и стоит ли вызывать редактор ради двух-трёх строк?

Комментариями в шелл-сценариях считаются любые строки, начинающиеся с символа решетки (#) -- они не учитываются интерпретатором и не принимаются к исполнению. Хотя комментарий может быть начат и внутри строки -- важно только, что между символом # и концом её больше ничего не было бы. Ясно, что комментарии -- элемент для скрипта не обязательный, но очень желательный. Хотя бы для того, чтобы не забыть, ради чего этот сценарий создавался.

Но одна строка, начинающаяся символом решётки, в сценарии практически обязательна. И должна она быть первой и выглядеть следующим образом:

#!/path/shell_name

В данном случае восклицательный знак подчеркивает, что предваряющий его символ решетки (#) -- не комментарий, а указание (т.н. sha-bang) на точный абсолютный путь к исполняемому файлу оболочки, для которой наш сценарий предназначен, например,

#!/bin/sh

для POSIX-шелла, или

#!/bin/bash

для оболочки bash. Здесь следует подчеркнуть, что шелл, для которого предназначается сценарий, отнюдь не обязан совпадать с командной оболочкой пользователя. И полноты картины для замечу, что указание точного имени интерпретатора требуется не только для шелл-скриптов, но и для программ на любых языках сценариев (типа Perl или Python).

Так что по хорошему в обоих приведенных выше примерах ввод команд сценария следовало бы предварить строкой sha-bang. Конечно, отсутствие имени командной оболочки в явном виде обычно не помешает исполнению шелл-сценария -- для этого будет вызван командный интерпретатор по умолчанию, то есть /bin/sh во FreeBSD или /bin/bash в Linux (файл /bin/sh, который обязан присутствовать в любой POSIX-системе, в Linux представляет собой символическую ссылку на /bin/bash и предназначен для имитации POSIX-шелла).

Однако если сценарий предназначен для другой командной оболочки, то без sha-bang он может исполняться неправильно (а если оболочка еще и не из семейства совместимых с POSIX shell -- то не исполняться вообще).

К слову сказать, если вписать строку sha-bang лениво -- то следует еще и воздержаться от комментария в первой строке: в некоторых случаях он может быть интерпретирован как вызов конкретной оболочки (в частности, csh или tcsh). Лучше оставить первую строку свободной или начать сценарий с "пустой" команды :, не совершающей никакого действия.

Теперь остается только выполнить наш сценарий. Сделать это можно разными способами. Самый напрашивающийся -- непосредственно вызвать требуемый шелл как обычную команду, снабдив его аргументом -- именем сценария (предположим, что он находится в текущем каталоге):

$ bash scriptname

Далее, для вызова скриптов существует специальная встроенная команда оболочки, обозначаемая символом точки. Используется она аналогично:

$ . ./scriptname

с тем только исключением, что тут требуется указание текущего каталога в явном виде (что и символизируется ./).

Однако наиболее употребимый способ запуска сценариев -- это присвоение его файлу так называемого атрибута исполнения. Что это такое, с чем этот атрибут едят и как присваивают, будет темой отдельного разговора. Здесь же только отметим, что присвоение атрибута (или, как ещё говорят, бита) исполнения -- это процедура, которая волшебным образом превращает невзрачный текстовый файлишко во всамделишную (хотя и очень простую) программу.

Так вот, после присвоения нашему сценарию бита исполнения запустить его можно точно также, как любую другую команду -- просто из командной строки:

$ ./scriptname

Опять же -- в предположении, что сценарий находится в текущем каталоге (./), иначе потребуется указание полного пути к нему. Что, понятно, лениво, но решается раз и навсегда: все сценарии помещаются в специально отведенный для этого каталог (например, $HOME/bin), который и добавляется в качестве еще одного значения переменной PATH данного пользователя (о чём говорилось здесь ).

. .